Про пожизненную гарантию Zippo и гениальные рекламные ходы

Джордж Грант Блейсделл был вполне заурядным изобретателем, но гениальным маркетологом. Как известно, бензиновая ветрозащищённная зажигалка была изобретена вовсе не им и задолго до основания компании Zippo Mfg Co. — патент на австрийскую зажигалку «Hurricane», послужившую источником вдохновения для Мистера Зиппо, был выдан ещё в 1912 году. Австрийская же компания IMCO массово выпускала бензиновые зажигалки из ружейных гильз ещё в 1920-х годах (справедливости ради надо сказать, что за всё время своего существования IMCO выпустила зажигалок даже больше, чем Zippo — более 500 миллионов, но об этом в другой раз). Те усовершенствования, которые Блейсделл внёс в «Hurricane», были настолько просты, что не додуматься до них было бы очень сложно. Гениальность изобретателя Zippo была в другом — в рекламе и в способе подачи своего товара, и, разумеется, в знаменитой пожизненной гарантии на зажигалки.

Вот знаменитые рекламные постеры Zippo 1970-х годов. Все они несут в себе главную мысль: «эта зажигалка повидала столько всего и до сих пор работает» — «It still works today». Разве можно не положиться на такую надёжную вещь, особенно если ты носишь её с собой и используешь каждый день? Миллионы покупателей Zippo полагались, и были правы!

А теперь я открою маленький секрет.

Зажигалка Zippo не может не работать.

Если вы возьмёте лампаду возрастом в 3000 лет, нальёте туда масло и вставите фитиль, она будет гореть. Пары бензина тоже будут гореть всегда и везде, была бы искра. Поэтому Zippo будет работать, пока там есть хотя бы пара капель топлива и одна искра. Я иногда ношу в кармане зажигалку Zippo 1947 года — самую старую, что у меня есть. Я специально почистил её, вставил новый кремень и фитиль. Она работает. Нет никакой разницы, была бы она 1933-го года или 2008-го :)

Предложить покупателю пожизненную гарантию на карманную зажигалку — это был очень смелый ход для 1933 года, однако во многом оправданный. Прежде всего, простота конструкции Zippo гарантировала то, что сломаться она может лишь в очень специфических обстоятельствах — в самом деле, максимум, что может произойти с двумя соединёнными петелькой кусками металла, так это они разъединятся, или же лопнет поддерживающая крышку пружина, но и такая незадача постигнет далеко не каждого. В остальном же в Zippo ломаться просто нечему. Что же до неаккуратного обращения, так ему подвержена любая повседневная вещь.

С другой стороны, посмотрим на цену в $1.95 за зажигалку: много это было или мало в 1933 году, когда зарплата рабочего составляла около $15-20 в неделю, а зарплата специалиста с высшим образованием — $45-60 в неделю? Не так уж и много (столько, например, стоила детская кукла), но всё же американцы, привыкшие в условиях Великой депресии и безработицы считать каждый цент, могли требовать за свой трудовой доллар надёжную повседневную вещь, которая не сломается ни через день, ни через месяц — и Блейсделл дал им такую вещь! Любая сломавшаяся зажигалка бесплатно чинилась на фабрике в Брэдфорде и отсылалась обратно своему владельцу. Вряд ли такой же сервис предлагался производителями для сломанных детишками кукол! :).

Годы шли, зажигалки ломались, пожизненная гарантия оставалась. Zippo завоевала репутацию «вечной» вещи не потому, что она таковой была, а потому, что её изобретатель хотел её такой сделать. Что же, это ему очень хорошо удалось, и зажигалки Zippo с годами удостаивались именных гравировок, обрастали историями, терялись и находились, ломались и чинились, передавались в семьях от отцов к сыновьям — классическая американская история: «This lighter belonged to my dad…»!

В 1935 году с появлением рекламных эмблем Zippo стала крошечным карманным биллбордом, эдаким «два-в-одном» — утилитарной зажигалкой и рекламным носителем одновременно. А в 1942 году Zippo вместе с американскими солдатами отправилась покорять остальной мир, и после окончания Второй мировой войны доказывать её надёжность уже никому не требовалось — но это уже следующие истории.

Читайте также:

14 Комментариев

  1. Игорь (14.05.2009 01:26) (Ответить)

    Есть ещё износ… На своей зажигалке, которой всего 9 лет, я наблюдаю заметно меньшую высоту насечки на колесе, чем у только что купленной… Она работает, но зажигается уже далеко не всегда с первого или даже второго раза.
    Думаю, что 50 лет АКТИВНОГО использования (а не 10 лет пользовались и 40 лет хранили под стеклом) приведёт к тому, что зажечь зажигалку станет реально большой проблемой. Искры не будет. Но кто же до такого дойдёт?.. Я вот уже сейчас думаю свою отправить под стекло. Да, потёртый и покрытый толстым слоем копоти вид нравится мне куда больше блестящих новых зажигалок, но надёжность важнее…

    1. kypexin (14.05.2009 17:42) (Ответить)

      Да, вы правы насчёт износа. Кстати, рассказанное вами насчёт колёсика совершенно неудивительно — срок его службы определяется самой компанией Zippo примерно в 8-10 лет (примерно 73.000 зажиганий). Ну и, разумеется, всё зависит от реальной частоты использования, качества кремней и т.д. Но за 10 лет ежедневного использования оно конечно же износится именно так, как у вас и произошло :)

      1. Игорь (14.05.2009 19:06) (Ответить)

        А под гарантию это попадает?..
        Ведь всё-таки как-то работает…

        1. kypexin (14.05.2009 22:02) (Ответить)

          Вообще говоря, да, попадает. Т.е. вы имеете полное право отправить такую зажигалку в ремонт и вам ещё даже дадут новый инсерт в подарок :)

  2. Стас (03.09.2009 19:53) (Ответить)

    У меня был случай в Финляндии.
    Решил заменить кремень,а он стал ребром в трубке и не хотел никуда выходить.Я пошел в обычную лавку на вокзале где продаются Zippo и Victorinox и попросил мне помочь.Девушка за прилавком просто вытащила мой инсерт,вставила новый,залила бензином и отдала мне.Я в ступоре)))Спрашиваю-Сколько?? а она мне-Ничего,пожизненная гарантия!

    интересно в России такое возможно?))

    1. kypexin (03.09.2009 20:02) (Ответить)

      Да запросто. Тут конечно есть большая часть просто “доброй воли” продавца — их никто не заставляет так делать, но я неоднократно слышал и видел, как в точках продаж покупателям заправляли Zippo, к примеру. А Джокеру вон и вовсе инсерт поменяли за просто так. Т.е. ничего удивительного в этом нет. Просто не все продавцы такие отзывчивые :)

      1. Стас (03.09.2009 20:12) (Ответить)

        Сколько не просил в табачных магазинах заправить никто не заправлял.Знаю только одно место(оно кстати опять-таки прямо около консульства Финляндии :) ) где за 10р. заправляют не оригинальным топливом))

        1. kypexin (03.09.2009 20:14) (Ответить)

          Ну видимо продавцы попадались бездушные, не везло :(
          А по-хорошему это конечно нормально, даже для дремучей России уже и то нормальным становится.

  3. Юрий (14.11.2009 20:19) (Ответить)

    Зажигалка конечно отличная и пожизненная гарантия опять же , однако это срабатывает только с оригинальными кремнями и
    фитилём , даже при запраке Ronsonовским бензином работает иначе и зажигается не с первого раза , хотя в рекламе всё по-другому . Знаю случаи , когда использование неоригинального бензина и кремней приводило зажигалку в полную негодность.Так что насчёт универсальности поспорил-бы . Жаль нет информации об IMCO , а так отличный сайт , спасибо.

  4. sas71 (23.04.2010 14:24) (Ответить)

    Подскажите кто-нибудь, как в России сработает пожизненный сервис, где, как это выглядит и где находится такая чудо-точка в Москве. У меня 100 % американская ZIPPO, ей лет 20, это точно…

    1. kypexin (23.04.2010 17:35) (Ответить)

      Не очень понятен вопрос “как сработает”. Вы принесёте туда зажигалку, вам с некоторой вероятностью (если случай гарантийный и зажигалка не поддельная) поставят новые петли и целиком заменят инсерт. Находится сервис в Москве: http://www.zippo.ru/guarantee/service/. Вот и всё :)

  5. buma (09.03.2011 02:10) (Ответить)

    у меня есть зажигалка 2009 года с отломанной крышкой . Это можно исправить по гарантии ?

    1. faust (09.03.2011 13:23) (Ответить)

      можно.

      1. buma (09.03.2011 21:36) (Ответить)

        решил отправить прямо в сша . в украине не особо берутся ремонтировать крышки (((. И еще . без инсерта можно отправить или нет ? Буду надеяться на замену кейса. Пересылка стоит 5 дол. сша.

Оставить комментарий