Zippo Black Crackle™: История и факты

В года Второй Мировой Войны завод Zippo перешел на выпуск зажигалок из стали, так как все остальные металлы считались стратегическими и использовалсь только в военных нуждах. почти 100% продукции Zippo продавалось в Вооруженные силы США. Сталь использовалась в производстве Zippo до 1945 года включительно. Поскольку хром или никель было невозможно использовать для покрытия стальных корпусов, зажигалки Zippo с начала 1942 года начали корродировать от влажности. Зажигалки этого периода красились черной краской, и после краска запекалась, образуя так называемый Black Crackle - черный паутинчатый рисунок или кракелюр.

Письмо Блейсделла от 11.07.1942 г. розничным торговцам Zippo, в котором новая отделка описывалась как “морщинистая”.

Делалось это для того, чтобы металлическая поверхность зажигалки быстро не изнашивалась из-за ржавчины и не бликовала, давая тем самым вражеским снайперам удобный случай для выстрела.

Не надо путать это покрытие с покрытием типа Matte. По сути, конечно, же, принцип один и тот же, и там, и там краска. Только вот если это matte - то это более гладкая поверхность, а Crackle, наоборот, более грубая структурная и шероховатая поверхность. Как правило, модели Black Crackle были основными зажигалками Zippo в годы Второй Мировой (и, кстати, такое же покрытие делалось в то время еще на доброй дюжине других марок зажигалок).

Вот макрофотография зажигалки Matawan с тем же покрытием Black Crackle. Не важно, что это не Zippo, суть одна и та же и главное, на что мы хотим обратить Ваше внимание - это на само покрытие. Удивительнейший кадр, позволяет рассмотреть все в тончайших деталях, в том числе и саму, так называемую “паутину”.

Очень красивое покрытие, но, конечно же, не вечное. Перед Вами пример Zippo времен Второй Мировой. Когда-то это была всеми нами любимая Zippo Black Crackle, но со временем краска облезла и остался вот такой чистый стальной корпус:

Пожалуй, ни одно событие в истории так не способствовало росту популярности зажигалок Zippo, как Вторая Мировая Война. Модели тех лет - Zippo с покрытием Crackle (чаще всего черным, но известны, хотя и крайне редки, и другие цвета, к примеру - красный для летчиков) сегодня остаются желаемым “трофеем” для многих коллекционеров зажигалок Zippo.

Оригинальная винтажная Zippo Red Crackle

Стоит напомнить, что в то время не только Zippo являлись зажигалками, которые пользовались значительным успехом и спросом у солдат армии США. Практически все производители зажигалок сосредоточились на производстве и поставке своей продукции на фронт. И по сей день на аукционе eBay можно встретить довольно большое количество моделей, сделанных в годы Второй Мировой. Даже такие бренды, как Dunhill и S.T.Dupont выпускали зажигалки, предназначенные для солдат, воевавших на фронте. Большинство солдат, уходивших на войну, с помощью ручной гравировки в первую очередь делали специальные пометки на своих Zippo с именами, званиями, местом боев, датами. Клеили различные значки, монеты и жетоны. Сегодня такие надписи рассказывают нам о судьбах людей, прошедших войну, о тех, кто так и не вернулся домой, и пал на полях сражений.

Зажигалки Zippo были одним из немногих предметов, на которые могли рассчитывать солдаты в самых различных условиях и превратностях войны. Они сопровождали их повсюду: в дождь, ветер и снег. Однако непременным осталось одно - их надежность! В архивах Zippo Mfg. Co. можно найти множество писем, в которых описывается, как зажигалка Zippo выручала солдат, служила им верой и правдой: с ее помощью они подогревали себе пищу в касках, разводили костры, поджигали запалы, забивали гвозди и даже с помощью фирменного “клика” подавали своим товарищам сигналы в условиях боевых действий. Бывали случаи, когда Zippo спасала жизнь солдатам, становясь препятствием для вражеской пули.

Известный военный корреспондент тех лет Эрни Пайл (Ernie Pyle) так написал в 1944 году о зажигалках Zippo:

«Если бы я рассказывал, насколько зажигалка Zippo востребована в армии и о том, с каким восторгом и благодарностью наши солдаты принимают её, то, наверное, я был бы обвинён в преувеличении. Но я в самом деле уверен, что Zippo остаётся самой востребованной вещью на фронте».

Эрни Пайл (Ernie Pyle)

Эрни Пайл – военный корреспондент, известный своими репортажами с фронтов Второй мировой войны. Отличался особым мужеством – всегда стремился оказаться в гуще событий, буквально на линии огня. Быстро становился своим среди солдат, потому что и сам был практически солдатом.

В своих очерках часто писал об особой связи американских военных и зажигалок Zippo. Дружил с Джорджем Блейсделлом, вёл с ним длительную переписку. Именно Эрни Пайл дал Блейсделлу имя “Мистер Zippo”. Именно Пайлу Блейсделл ежемесячно высылал свои зажигалки, чтобы тот раздавал их среди военных. Эта дружба продлилась до самой смерти журналиста, которая постигла его в 1945 году.

А вот письмо Эрни Пайла основателю Zippo Mfg Company, в котором он благодарит Джорджа Блейсделла за отправленный груз (зажигалки Zippo) и рассказывает о том, как дороги и необходимы эти зажигалки для солдат, какое значение они имеют для тех, кто сражается на фронте:

Было выпущено несколько зажигалок - Zippo Black Crackle с трёхзвенными петлями в память об Эрни Пайле с его автографом:

В 1942 году отметка продажи военных Zippo достигла 1.000.000 штук.
Именно “военных”, так как продажи Zippo среди гражданского населения были приостановлены, а армия США крайне нуждалась в продукции Блейсделла.

Немного фактов и сравнений:

Zippo Black Crackle 1942 года.

Именно такие модели продавались до 1942 года, общее количество проданных Zippo - 1.000.000 штук.

- стальной корпус
- четырёхзвенные петли
- плоское донце
- корпус покрашен чёрной краской
- стальной инсерт
- 14 отверстий в ветрозащите
- инсерт без маркировки
- инсерт сложен и закреплён “против часовой стрелки”
- полые заклёпки
- 70 зубчиков на колёсике-кресале
- горизонтальное расположение зубцов
- сгорбленная пружина кулачка
- в конце инсерта войлочная прокладка
- варианты донных штампов:
1. PAT. 2032695
2. PAT. #203695
3. PAT. 203695

****************************************************************

Zippo Black Crackle 1943-45 годов.

Такие модели продавались до 1947 года, общее количество проданных Zippo - 10.000.000 штук.

- стальной корпус
- трёхзвенные петли
- округлое донце
- корпус покрашен в чёрный цвет
- стальной инсерт
- 14 отверстий в ветрозащите
- номер патента на инсерте
- инсерт закреплён по “часовой стрелке”
- полые заклёпки
- 70 зубчиков на колёсике-кресале
- горизонтальное расположение зубцов
- сгорбленная пружина кулачка
- в конце инсерта войлочная прокладка
- единый донный штамп: PAT. 2032695

Колёсико-кресало старого образца.

В конце 1946 года колёсико-кресало, имеющее 70 горизонтальных зубцов, было заменено на новое, насечки на котором располагались крест-накрест и имели 48 зубцов.

Старое и новое колёсико-кресало на оригинальных моделях Zippo Black Crackle.

Джордж Грант Блейсделл (George G. Blaisdell) в конце 1946 года обнаружил дефекты на старых колёсиках-кресалах и потратил около $300.000 на решение проблемы, дабы его детище соответствовало стандартам качества. Неизменным остался и девиз его бизнеса:
“If a Zippo ever fails to work - we’ll fix it free!”
“Если Zippo когда-нибудь перестанет работать, мы исправим это бесплатно!”.

У Zippo Black Crackle 1943 - 45 годов, вполне заметно округлённое донце.
Проштампованный стальной инсерт, 14 отверстий в ветрозащитном экране, 70 горизонтальных зубцов на колёсике-кресале с полой заклёпкой.
Как правило инсерты у моделей 1943 - 1945 годов были закреплены, свёрнуты по “часовой стрелке”, однако у моделей 1942 года они сворачивались в противоположную сторону:

Zippo Black Crackle 1943 - 45 годов, со следами интенсивной эксплуатации, как можно увидеть - “чёрный кракелюр”, покрытие, практически стёрлось, но всё же местами осталось:

По неизвестным причинам, некоторые Zippo Black Crackle 1942 года с четырьмя петлями имели неправильные штампы/”дата коды”, на них указаны номера патентов 203695 или 203695 вместо 2032695. Так же известно, что на некоторых зажигалках 1942 года выпуска присутствовали отличия в толщине шрифта надписи ZIPPO.

Стальной блок для штампа Zippo от Matthews Corporation Pittsburgh, Pa., ведущего производителя стальных штампов в США.

Ниже рассмотрим варианты упаковок для Zippo Black Crackle тех лет:

Картонные коробки, которые использовались в 1942 - 1945 гг. для упаковки Zippo Black Crackle.

Также были вариации с использованием красного, синего и чёрного цветов в написании и оформлении. Такие коробки не имели надписей на обратной стороне, но прилагалась “Инструкция по эксплуатации Zippo”.

В конце 1945 года зажигалки Zippo в очередной раз были доступны оптовикам для гражданских продаж. Был прикреплён специальный лейбл: “ZIPPO POST WARLIGHTER” - “Zippo поствоенная зажигалка”, такая надпись была с конца 1945 года и до начала 1946 года.

В начале 1946 года коробка претерпела изменения в дизайне, появилась надпись:”Nickel-Silver Zippo Lighter Model” - “Никель-серебряная зажигалка Zippo” и инициалы: SGB - Сара Грант Блейсделл, мать Джорджа Гранта Блейсделла.

Инструкции по уходу и эксплуатации Zippo, которые прилагались ко всем зажигалкам Второй мировой войны. В инструкции есть рекомендации по заправке Zippo: “Зажигалка будет работать на обычном бензине, но мы рекомендуем его использовать только в чрезвычайных ситуациях!”.

Многие зададутся вопросом: “А чем заправляли солдаты на передовой свои Zippo?” Как не странно, но логистика в союзных войсках, а особенно снабжение полевых лавок предметами личного пользования, жвачками, напитками и т.п. была налажена хорошо. Потому канистры с оригинальным бензином для зажигалок Zippo так же не были особым дефицитом. Ну а в крайних случаях, мы знаем, что Zippo работает практически на всем, что горит.

Подборка винтажных рекламных постеров из журналов и газет:

Реклама Zippo в журнале “Esquire”, декабрь 1941 года. Windy поднимает дух солдатам: “Для тех, кто попал в сквозняк, ZIPPO обеспечит непревзойденную производительность”.

Реклама Zippo Black Crackle 1942 года с военной эмблемой на корпусе.

Реклама Zippo 1942 год, автор рисунка: Frank Beaven, первая военная реклама Zippo.
Надпись на рисунке:
“- Что случилось?! Привезли почту?!
- Нет, новая поставка зажигалок Zippo!”

Реклама Zippo 1942 года, в которой рассказывается об участии правительства в выпуске зажигалок для армии.

Реклама 1942 года, в ней говорится о том, что “Zippo - это больше, чем просто зажигалка”.

1943 год, в этой рекламе о Zippo Black Crackle говорится как об “не отражающей” зажигалке., имеются в виду маскировочные свойства, зажигалка не даёт бликов.

Реклама Zippo 1943 год. “Там, снаружи, Zippo - настоящий друг на деле”.

Реклама Zippo, 1943 год. “Она дала мне свою Zippo…и я женился на ней”.

Реклама Zippo 1944 год. “Ничто нам так не необходимо, как зажигалка ZIPPO”.

Реклама Zippo 1944 год. “Хорошо заботься о своей ZIPPO. Ты не сможешь купить новую сегодня”.

Реклама Zippo 1944 год. “Я не ныряю за жемчугом - я уронил свою зажигалку ZIPPO”.

Реклама Zippo 1944 год. “Он засыпает, считая зажигалки ZIPPO”.

Реклама Zippo 1944 год. “Если это ZIPPO, то она ветрозащитная”.

Статья подготовлена на основе материалов группы: ZfC и сайта: zippo-windproof-lighter.de

Редакция, правка, дополнения: Egermaster

Читайте также:

Tags: , , , , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария. Войти


sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet pandora outlet pandora outlet 2018