Антология инсерта Zippo

Периодически на всевозможных ресурсах возникают горячие споры и дискуссии о материалах, из которых изготавливаются Zippo, и об инсертах, в частности. Деталях и изменениях, которые претерпел инсерт Zippo за 90 лет своего существования. Самый крупный русскоязычный портал посвященный зажигалкам Zippo, конечно, не может обойти эту тему стороной. С Вашего позволения, в продолжение Антологии корпуса, предлагаю разложить и эту тему по полочкам. Итак…

- с конца 1932 - 1941 г.г. Инсерты изготавливаются из хромированной латуни, как и сам корпус:

- начало 1934 г. Корпус зажигалки, а соответственно и инсерт стал на 1/4 фута ниже (0,6 см), по сравнению с инсертом образца 1933 года.

- 1941 - 1946 г.г. В годы Второй Мировой Войны корпус зажигалок изготавливался из стали, соответственно, из стали производились и сами инсерты. Отверстий в ветрозащитном экране стало 14, вместо прежних 16:

- 1946 - начало 1951 г.г. Инсерты изготавливались из сплава из сплава Nickel Silver (Нейзильбер) - это название сплава меди с 5−35% никеля и 13−45% цинка, на вид они имели характерный желтоватый оттенок. Колличество отверстий в ветрозащитном экране вернулось к 16:

Процесс изготовления зажигалки Zippo 1950е г.г.:

- середина 1951 - конец 1953 г.г. Во время войны в Корее, в которой США принимали участие на стороне Южной Кореи, Zippo снова перешли на изготовление корпусов из стали, ввиду того что остальные металлы требовались для военных нужд. Это коснулось и инсертов, которые в эти годы так же стали выпускать из стали:

- 1954 - наши дни. Согласно официальным заверениям компании Zippo современные инсерты изготавливаются из хромированной стали:

Процессы штамповки и формирования современного инсерта:

Позолоченный инсерт 1982 года от Solid Brass:

С 2001 г. - инсерт от Replica 1941 со сквозной заклепкой колеса-кресала, 14ю отверстиями в ветрозащитном экране и более граненными стенками (не подходит к классическому корпусу):

С 2009 г. - инсерт от Replica 1935 со сквозной заклепкой колеса-кресала и более граненными стенками (не подходит к классическому корпусу):

В 1982 году появляется трубочный инсерт. Эта модель зажигалки получает название Pipe Zippo. Архитектура инсерта именно для этих зажигалок претерпевает изменения, но затрагивают эти “реформы”, только ветрозащитный экран. Инсерт в исполнении Pipe Zippo с доминирующим большим круглым отверстием, а сверху он прикрыт пластиной с небольшим просветом для дополнительной тяги:

В 1956 году компания Zippo впервые представила модель Slim — узкую зажигалку. Соответственно она имела свой оригинальный инсерт. От стандартного классического инсерта он отличается уменьшенными размерами корпуса и деталей (ветрозащиты, кулачка и колеса кресала), а также вырезом в нижней части корпуса для удобства работы с винтом пружины кремня:

В период с 1938 по 1979 г.г. компания Zippo выпускала настольные зажигалки семейства “Barcroft”. Было выпущено четыре модели, на первых трех из них применялись особые инсерты с увеличенным объемом топливо хранилища:

В 1960 году Zippo выпустила сразу две модели настольных зажигалок “Moderne” и “Corinthian”. Они имели единый, разработанный для обеих моделей оригинальный инсерт формата Slim с увеличенной цилиндрической ёмкостью для топлива:

Интересные факты развития инсерта без хронологического порядка:

В 1946 - 1947 г.г. происходит перемена - старый инсерт меняется на новый. В старом типе инсерта (с конца 1936 до конца 1946 г.г.) 14 отверстий в ветрозащитном экране, в новом уже 16. Также меняется дизайн ушка колеса кресала с симметричного полуовала на асимметричный с плавным скосом к срезу ветрозащиты:

Инсерты 1942 г. были сделаны с “неправильной” оберткой стальных листов, грубо говоря, против часовой стрелки:

В период с 1983 по 1984 г. г. произошло изменение в концах латунных трубок для кремня:

До середины 1990-х г.г. верхняя стенка (платина) инсерта устанавливалась при помощи пайки (в период начала 1990-х г.г. используется как пайка, так и эпоксидная смола). Современные пластины крепятся с помощью эпоксидной смолы:

С конца 1932 по 1937 г.г. внутри инсерта был вот такой пистончик для размещения спиральной пружины кулачка. В течении пяти лет длина пружины и трубки увеличилась:

С 1932 до 1937 г.г., внутри ветрозащиты не было плоской ленточной пружины кулачка. Она, в виде спирали размещалась в трубке под кулачком:

С 1937 до начала 1958 г.г., внутри ветрозащиты конец пластины кулачка (или если переводить дословно с английского - пружина кулачка) был “горбатым”:

С середины 1958 по 1969 г.г. включительно, пластина кулачка внутри ветрозащиты стала прямой и узкой:

С 1970 г. по наши дни, пластина кулачка внутри ветрозащиты стала широкой и расширяющейся к колесу:

В 1989 г. немного меняется пластинка кулачка внутри ветрозащитного экрана, ее углы срезаются и притупляются:

В течении 1950-х г.г. заклепки колесика кресала и кулачка на некоторых инсертах производилась из стали и из меди:

В период с 1961 до начала 1963 г. заклепка колесика стала металлической закрытой, а не сквозной. Сегодня на современных моделях, не винтажных, сквозную заклепку можно встретить только на инсертах реплики 1941 года и реплики 1935 года:

Изначально со сменой заклепок с сквозных на закрытые с 1961 г. расположение шляпок было “зеркальное”. Т.е. на кулачке шляпка была с обратной стороны, относительно шляпки заклепки колеса кресала:

С начала 1990х г.г. расположение шляпок заклепок на кулачке и колесе стало с одной - лицевой стороны (но могут встречаться отдельные экземпляры и с “зеркальным” расположением шляпок из за технических ошибок на производстве, что по сути не является браком):

1946 г. - одно из знаменательных событий. На колесике меняются насечки с горизонтальных (70 зубцов) на пересекающиеся (48 зубцов). К весне 1946 года в Компании обратили внимание, что многие зажигалки, возвращаемые в ремонт, имеют неисправные кремневые колеса. Было принято решение остановить отгрузку зажигалок до тех пор, пока неисправность не будет устранена. Тесты проводились с использованием разных марок стали и разных углов нарезки насечек. Zippo потратила на это исследование 300 000 долларов! В результате было снято с производства прежнее колесо с поперечной нарезкой и появилось колесо с диагональной нарезкой:

Так-же с годами видоизменялись и насечки на боковой (как правило тыльной) стороне колеса кресала. Стоит отметить, что из за переизбытка на складе колес прежнего выпуска, возможны пересечения во времени “старых” насечек на более новых инсертах:

Колесики (кресала) различных годов изготовления:

В течении четырех лет, с 1933 г. до первой половины 1936 г. видоизменяется конструкция ушка крепления кулачка, с прямоугольной до округлой:

У инсерта Zippo 1932 - 1933 г.г. кулачок был в форме крючка:

В конце 1933 г. кулачок немного изменился, принял более современный вид “восьмерка”, однако его лицевая часть была закругленной, а тыльная часть - напротив, плоской. До 1938 г. кулачок изготавливался из латуни, с 1939 г. стал стальной:

С 1947 по август 2003 г. кулачок просуществовал в таком виде, причем теперь обе стороны были гладкими и плоскими:

образец 1947 г.:

образец января 2003 г.:

В августе 2003 г. немного меняется окончание “нижней волны” кулачка (кроме Slim), и он становится усеченным с двух сторон снизу (т.н. насечка).

образец сентября 2003 г.:

Слева кулачок до августа 2003 года, справа, соответственно, после августа 2003 года:

Надпись ZIPPO на колёсике-кресале. Обратите внимание на колёсико-кресало, на нём можно разглядеть буквы, составляющие слово ZIPPO. Такие надписи можно увидеть через увеличительное стекло или при помощи микроскопа. Где-то между 1953 и 1957 г.г., перед выпуском основной партии кресал, Zippo выпустила промежуточную партию, на таких колёсиках можно было увидеть надпись ZIPPO. Как правило такое встречалось на зажигалках, выпущенных под патентом Pat:2032695 и Pat:2517191. Надпись трудно разглядеть, так как держатель кресала частично скрывает её. Не известно ни точное количество таких Zippo, ни точной даты их выпуска.

К середине 1970-х г.г. асбестовый фитиль окончательно заменен на полимерный. А примерно в 1980 г. конструкция фитиля была изменена - новые фитили были армированы медной проволокой:

В модели 1947 года появляются две разновидности инсерта - первый тип и второй тип. Они отличаются шириной надписи Zippo на лицевой стороне инсерта:

Обо всех их изменениях, вариантах штампов, проставляемых на инсертах можно прочесть в отдельной статье “Как определить год выпуска инсерта Zippo”.

В 1976 г. на задней стороне инсерта появляется надпись, которая просуществовала в таком виде до 1981 г. и гласит о мерах предосторожности при использовании зажигалки:

В 1982 г. надписи поменялись местами и в таком виде располагаются на инсерте по сей день:

К концу 1995 - началу 1996 г.г. шрифт, используемый на тиснении, изменился. Формулировка осталась прежней, но размер шрифта увеличен:

В феврале 2000 г. надпись на инсерте меняется с вертикально ориентированной на расположенную горизонтально. Тогда же с обеих сторон инсерта появилась выпуклая выемка для плотного прилегания инсерта в корпусе зажигалки:

Войлочные прокладки:

Далее мы рассмотрим, казалось-бы такую незначительную деталь зажигалки Zippo, как войлочная прокладка (felt pad). Этот элемент тоже видоизменялся с течением времени.

С самого начала изготовления, вплоть до середины 1937 г. на “дне” инсерта прокладки как таковой не было:

С 1937 по 1947 г.г. на “дне” инсерта появилась вот такая подстилка из хлопкового волокна типа сигаретного фильтра (1 или 2 штуки):

С конца 1947 - 1992 г.г. “дно” инсерта прикрывает всеми нами любимая войлочная прокладка:

1959 - 1968 г.г. вместе с белой так же используется и красная прокладка (т.н. red felt insert). Почему эти прокладки были красного цвета, четкого ответа не дано до сих пор:

1968 - 1972 г.г. используется цельная войлочная набивка для инсерта “Solid Fuel Cell”. Применения её было экспериментальных шагом и было призвано сократить время сборки зажигалок на фабрике, но достаточно быстро от такого новшества отказались: в отличии от ватных шариков, когда фитиль свободно пролегал между ними, при использовании “Solid Fuel Cell” фитиль целиком скручивался в верхней части инсерта и от этого пропитывался парами бензина гораздо хуже:

1991 - 2001 г.г. на войлочной прокладке появляется знаменитая надпись LIFT TO FILL (ПОДНЯТЬ ДЛЯ ЗАПРАВКИ), но при этом исчезает отверстие в центре. Кстати, для многих её предназначение и возникновение остается загадкой, но каждый волен по-своему интерпретировать ее происхождение и призвание. Хотя по факту - это технологическое отверстие для использования на автоматической линии при сборке зажигалок:

2001 - 2011 г.г. снова появляется центральное отверстие в войлочной прокладке, при этом сохраняются надписи и сегодня она существует в таком виде:

В 2012 г. цвет букв LIFT TO FILL меняется с черного на красный:


Автор материала: yours_truly (2012); Egermaster (2022)
Редакция, правка, дополнения: Zvonkoff; Egermaster
Источник: zippocollector.ru, ZfC, glenzippo.co.uk, www.na3.fiberbit.net/zipzipzip/